Надо ли водить ребенка за ручки?

Для начала надо понять: с какой целью?

Чаще других мамы называют две причины. И эти причины имеют психологическую и физиологическую подоплеку и соответствующие последствия.

1️⃣ Развлечь ребенка, в том числе отвлечь, переключить, а в последствии, когда ребенок принял эту модель и начинает требовать «води меня!», мама уже не может по-другому.

Вредно или полезно?

👶 Кто уже прошел консультации в 1.5 и 3 месяца и те, кто внимательно читает мои статьи и заметки (в Инстаграм я пишу еще и небольшие заметки), знают, что есть такой подводный камень в материнстве, когда мама может начать ходить с ребенком на руках и все ему показывать. Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему это вредно и для мамы, и для ребенка и как иначе проводить время с малышом, скажу лишь, что это конец комфортному материнству.

😔 Так вот, водить за ручки – это та же экскурсия, что и в ситуации, описанной выше. Сначала «Носи меня!», потом «Води меня!». Ребенку скучно, он не очень умеет себя развлечь, не научился (а мог бы!), зато есть проверенная модель 😞.

👋 Но у мамы по жизни другие задачи, а не быть единственным развлечением ребенка.

❌ Да и для ребенка – это ограничение в развитии.

🎢 Вождение за ручки, когда малыш сам еще не умеет ходить, дает ему ложное представление о своих возможностях, я бы даже сказала: лишает представления о своих возможностях: ребёнку может показаться, что без мамы он не может этого делать. Вместо «Ух ты, как я смог!» – «Ух ты, какой аттракцион мама может мне устроить, теперь надо за таким развлечение обращаться к ней почаще».

✌️ Ребенок, конечно, все равно научится ходить, но, как говорится, осадок останется, ощущение победы уже скомкано. 

2️⃣ Научить ходить, тренировка мышц, физическое развитие.

Я слышала и такой вариант «Хватит уже ползать, пора ходить, я в этом возрасте уже ходила вовсю».⠀

И даже так: «Он уже вполне может ходить, но ленится сам».

Не ленится он! А не готов физиологически, тело не достаточно окрепло, мозг не дозрел для координации тела, движений. Как мозг 🧠 дозреет, все группы мышц подготовятся в процессе ползания и отработки промежуточных навыков, малыш обязательно пойдет. Зачем учить тому, чему ребёнок может научиться сам?

Пример промежуточного навыка: мягко опускаться на пол из положения стоя у опоры (чтобы поползти дальше, например). И вот во время самостоятельных тренировок ходьбы, когда у малыша получается сделать только несколько шагов, вместо травматичного падения он так же подставляет руки и повторяет уже отработанный прием. И потом, когда уже начнет бегать, этот навык опять же ой как нужен. Но если малыша «учат» ходить, то он не отрабатывает этот навык, и падает со всей силой неожиданности для себя.

🚼 Более того, хождение с ребенком за ручки – это лишение его возможности наползаться. Ползание – отличное упражнение для всестороннего развития: костный скелет, мышцы, нервная система, оба полушария мозга, психомоторика, сюда входит и тренировка рук, запястий, локтей, плечей и, как следствие, лучшее развитие мелкой моторики. Я бы еще много могла говорить о важности ползания, но сегодня не совсем об этом речь. Вообщем, лучше подольше поползать, чем начать ходить раньше времени, пропустив фазу ползания.

Ребенок рано начинает ходить, если проводит время в кроватке/манеже или если в квартире тесно и легко перейти от одного предмета к другому (от столика к креслу, например, и т.д.).

Кроме того, ложное представление о своих возможностях при хождении за ручки также небезопасно в плане возможных травм.

🚙 Вот, скажем, вождение машины – это ведь не только умения нажимать на педали и крутить рулем. Важно удерживаться в своей полосе, соблюдать дистанцию и скорость, вписаться в поворот и т.п.

🚶 Так и при ходьбе – это не просто умение переставлять ноги и удерживать равновесие. Хотя в открытом п̶о̶л̶е̶ пространстве этого было бы почти достаточно.

🚼 Когда детеныш ползает, он собирает углы, ориентируется в пространстве из более низкого и устойчивого положения. Если он ударился, то не так сильно, чтобы травмироваться, но достаточно для того, чтобы обучиться. Мама посочувствует, даст грудь и/или вылечит поцелуем и ласковым поглаживанием, и детеныш поползет дальше, но уже с учетом полученного опыта. А потом он постепенно начинает ходить, при этом умения обруливать углы уже есть, и малыш воспроизводит их при ходьбе.

💥 При падении и столкновении с препятствиями с высоты в полный рост инерция больше, и соответственно удары сильнее. Поэтому если ребенок «учился ходить» за ручки со взрослым вместо активного ползания, а потом ему надо практиковаться «в реальных условиях» сразу из вертикального положения, то… 💥… ему будет сложнее, мягко говоря.⠀

😩 Или приходится водить его до уверенной ходьбы. И мама, приставленная к ребенку, довольно быстро сваливается в депрессию 😞.⠀

⛑ Но и тогда малышу все равно придется столкнуться с необходимостью учиться управлять своим телом, чтобы оно шло туда, куда надо, и не врезалось в препятствия. И вот «на выручку» мамам приходят шлемы 😟😟, то есть опять не дать малышу почувствовать (не)возможности своего тела. Порочный круг.

⏳ Еще и время теряется – то время, в которое он мог бы практиковать навыки, необходимые для хождения, ползая. И это, конечно, тормозит ребенка в развитии.

💫Что касается нервной системы ребенка, то она тоже еще не готова к такому количеству впечатлений (в отличие от ситуации, когда малыш сам постепенно освоит новый уровень развития), вовремя остановиться и опуститься на пол он не может, перевозбуждение наступает очень быстро.

🐻 Вот и получается, что вождение за ручки, как ни посмотри, – медвежья услуга.

⚠️ Если вы беспокоитесь, что действительно возраст уже обязывает ходить, а он не ходит и при этом вы его не водите, у ребенка нет ходунков и других вредных «помощников», то можно показать ребенка остеопату или гомеопату.

👩‍👦 Бывает, мама осознает, что водить вредно, но «не знаю, как отучить». Так и ходят из угла в угол целыми днями. Но кто тут взрослый? Кто ведомый, а кто ведущий? За кем ребенок будет следовать в дальнейшем, если мама беспомощно снимает с себя ответственность за взаимодействие с ребенком?

🤔 Что делать, чтобы не водить? Это зависит от того, сложилась ли уже модель поведения «Води меня!» или еще не начали водить, но в любом случае это в первую очередь перестройка у мамы в голове.

🤰 Женщинам, которых сопровождаю в материнстве, я даю эти инструменты поэтапно на базовом курсе «Новорожденный и материнское искусство» и возрастных консультациях по мере роста ребенка. Но и с подросшим ребенком, конечно, никогда не поздно что-то поменять в лучшую сторону.

👫 В норме дети в этот период перемещаются так – доползут, куда им надо, встанут, постоят, потом надо в другое место – опять ползут.

👶 Когда я мысленно переношусь в тот возраст и представляю, что меня вдруг начинают водить за ручки, я испытываю не радость, а противление. Я как бы знаю, что мне еще рано, и мне обидно, что меня торопят, не принимают такой, какая есть, считают мой темп развития неправильным, предъявляют завышенные требования вместо того, чтобы просто любить и поддерживать. Правда, я всегда непреклонно реагировала на любой намек на вмешательство в мою самостоятельность. А вы?

Ирина Озерова,
куратор материнства
(инструктор по материнскому искусству),
консультант по ГВ,
центр Мамин консультант